Владельцы автомобилей с механической коробкой переключения передач иногда сталкиваются с такой проблемой, как — пропало сцепление. Это происходит из-за разгерметизации гидравлической системы сцепления, принцип работы которого основан на том, что жидкость представляет собой движущую силу, которая приводит в движение исполнительные детали сцепления.
Содержание статьи:
- Принцип работы и неисправности гидравлического сцепления.
- Как прокачать сцепление?
- Последовательность прокачки.
- Рекомендации.
- Видео.
Принцип работы и неисправности гидравлического сцепления
На большинство машинах используется гидравлический тип сцепления. Механическое сцепление устанавливается на авто ВАЗ 2108, 2109 и другие. Если у механического типа сцепления поломка, в основном, связана с обрывом тросика, то у гидро сцепления — это утечка тормозной жидкости. Эта система должна быть полностью герметична, потому что, если попадет хоть чуть-чуть воздуха в рабочий или главный цилиндры, или в трубки, работа сцепления будет нарушена.
Почему, если попадет воздух, работа нарушится? Потому что воздух сжимается в несколько раз больше, чем жидкость.
Причина нарушенной герметичности бывает или из-за слабо затянутых резьбовых соединений или разрыве трубок, патрубков. На этом рисунке изображена схема работы сцепления.
- 1 — главный цилиндр;
- 2 — компенсационное отверстие;
- 3 — прокладка штуцера;
- 4 — штуцер;
- 5 — стопорная пружинная шайба (гравер);
- 6 — поршень главного цилиндра;
- 7 — уплотнительное кольцо;
- 8 — поршень толкателя;
- 9 — крючок;
- 10 — ось педалей сцепления и тормоза;
- 11 — кронштейн педалей сцепления и тормоза;
- 12 — усиливающая пружина педали сцепления (сервопружина);
- 13 — оттяжной колпачок;
- 14 — ограничитель хода педали сцепления;
- 15 — педаль сцепления;
- 15 — педаль сцепления;
- 16 — толкатель;
- 17 — защитный колпачок;
- 18 — стопорное кольцо;
- 19 — перепускное отверстие;
- 20 — уплотнительное кольцо (кольцевой клапан);
- 21 — перепускное отверстие поршня;
- 22 — рабочий цилиндр;
- 23 — пружина;
- 24 — прокладка;
- 25 — пробка;
- 26 — внутренняя втулка педали;
- 27 — наружная втулка педали;
- 28 — распорная втулка;
- 29 — педаль тормоза.
Подготовительные работы по прокачке сцепления
Материалы, необходимые для прокачивания:
- по диаметру сливного штуцера подбираем шланг;
- набор ключей;
- канистра для слива тормозной жидкости;
- тормозная жидкость.
Для облегчения работы, нужен помощник, который будет сидеть в машине и выполнять ваши указания. Но, можно сделать всю работа своими силами. Если будете прокачивать один своими руками, то надо приготовить упор с таким расстоянием, чтобы можно было нажать на педаль до упора, подставить упор, например, доску, чтобы педаль оставалась нажатой. И времени потребуется больше, придется постоянно ходить в салон, нажимать педаль, снимать ее.
Перед прокачкой сцепления, надо отрегулировать длину хода штока, чтобы у поршня был свободный ход.
Последовательность прокачки
После того, как все подготовили, выполняем работы в такой последовательности:
- Первым делом наливаем тормозную жидкость в расширительный бочок сцепления до уровня, чтобы было на 2 см ниже верхнего уровня. Соблюдаем чистоту, в бачок не должен попадать песок, пыль.
- Помощник садится за руль, нажимает 3 раза резко и до конца педаль сцепления. Следующие нажатия делаем сразу, ждем не более 2 секунд.
- Когда нажали третий раз на педаль, ее надо зафиксировать или держать нажатой.
- Второй человек подсоединяет подготовленный шланг к сливному штуцеру и ключом ослабляет специальную гайку, чтобы выгнать воздушную пробку (это называется «стравливать давление»). Воздух с некоторым объемом жидкости будет сливаться по шлангу в приготовленную емкость. Не стоит пренебрегать этим и сливать на землю.
- Штуцер для слива жидкости и стравливания воздуха надо открутить на 1/2 или 3/4 оборота. Тормозная жидкость с воздушными пузырьками начнет сливаться и при этом педаль сцепления начнет сильнее проваливаться. Сливается жидкость до тех пор, пока педаль сцепления не опустится до упора, после чего, помощник дает команду закрутить штуцер.
Если помощник дал команду: «все, педаль опустилась, закрывай штуцер», а воздух еще выходил, то опять проделывает эту работу в таком алгоритме. Эту правильную прокачку сцепления проводить до тех пор, пока воздух перестанет выходить из штуцера.
Во время прокачивания системы сцепления, следим за уровнем жидкости в бачке и доливаем по мере снижения уровня.
Если после 4-5 циклов прокачки воздух все равно выходит, значит нарушена герметичность, воздух откуда-то всасывается в систему.
После удаления воздушной пробки, затягиваем штуцер. Снимает шлаг, надеваем защитный колпачок на штуцер-клапан, убираем емкость, вытираем испачканные детали.
Жидкость, которую слили во время прокачки, сразу заливать в бачок нельзя. Емкость нужно накрыть крышкой и убрать на несколько часов. Воздух из жидкости постепенно выйдет, после этого можно использовать повторно.
После прокачки, проверяем как нажимается педаль. Затем, надо нажать до упора педаль сцепления и измерить длину хода штока цилиндра сцепления. Длина хода должна быть 27-28 мм. Если получилось, что длина хода сильно отличается, надо ее отрегулировать.
Рекомендации
После любых ремонтных работ, связанных с гидросистемой сцепления, надо делать прокачку. Если забыли держать на уровне жидкость в бачке, значит воздух попал в систему и надо его выгнать.
Тормозная жидкость токсична, поэтому следует надевать перчатки и не допускать брызги в глаза. После окончания работы, вымыть руки с мылом.
Если воздух попадает в систему через плохо затянутое резьбовое соединение или микротрещинку в главном, рабочем цилиндрах, или в трубках, то через некоторое время после прокачки, воздух опять появится в системе. Значит, в следующий раз перед тем, как прокачать гидравлическое сцепление, надо протянуть все резьбовые соединения и осмотреть трубки.
Видео
В этом видео показывается пример, как правильно прокачать сцепление. Показывается на специальном стенде.
Владельцам классических автомобилей с задним приводом семейства ВАЗ 2107-2107 будет полезно это видео, которое собрало много лайков.
Если пропало сцепление, что делать?