Система питания современного двигателя внутреннего сгорания — это совокупность электронных и механических узлов, функция которых заключается не только в стабильной подаче топлива к форсункам, но и делать это под давлением. Если топливо нагнетается под определенным давлением, то оно распыляется и не капает в одну точку, поэтому называется дозированный многоточечный впрыск в рабочие камеры сгорания цилиндров.
Содержание статьи:
- Особенности дизельного ДВС.
- Работа системы питания дизельного двигателя.
- Устройство системы питания дизеля.
- Схема питания турбодизеля.
- Видео.
Особенности дизельного ДВС
По составу дизельное топливо сильно отличается от всех марок бензина. В диз топливе содержится керосин и газойлевые соляровые фракции. При получении солярки, из нефти сначала отделяют бензин.
Качество бензина зависит от октанового числа, а солярка зависит от значения цетаного числа. На автозаправочных станция сегодня продают дизельное топливо в ценатом от 45 до 50. Для новых дизельных двигателей требуется солярка с высоким цетаном.
Краткий рабочий цикл топливной системы дизельного агрегата:
- Топливо очищается от примесей.
- Попадает в топливный насос высокого давления.
- ТНВД сжимает топливо и оно под давлением проходит через микроотверстие в форсунке и распыляется на мелкие частички.
- При движении поршня вниз, открывается всасывающий клапан и воздух поступает в камеру цилиндра и моментально нагревается от сжатия (давление сжатия от 3 до 5 Мпа) при движении поршня вверх.
- Распыленное топливо смешивается с горячим воздухом, это от 700 до 900 градусов, и самовозгорается.
Кто не знает, основное отличие дизельного двигателя от бензинового не только в топливе, но в система поджига топлива. Если бензин поджигается за счет образования искры свечи, то солярка поджигается от сильного сжатия и высокой температуры.
Самыми надежными считаются свечи зажигания NGK.
Классификация дизельного топлива по температуре застывания:
- летнее дизельного горючее;
- зимнее;
- арктическое.
Так же, эти сорта солярки немного отличаются по цвету. Опытные шофера определяют по цвету. Вязкость и плотность дизель топлива намного больше, чем у бензина. Также, солярка обладает смазывающим эффектом, поэтому оно не является обезжиривающей жидкостью, как бензин.
Работа системы питания дизельного ДВС
Функции системы питания дизеля следующие:
- в зависимости от нагрузки на двигатель и режима работы ДВС нагнетать солярку в строго определенном количестве;
- распылять топливо в заданный промежуток времени с нужным давлением;
- максимально распылять диз топливо по всей рабочей камере сгорания цилиндра;
- до того, как топливо поступит в ТНВД и форсунки, топливо проходит фильтрацию.
Устройство системы питания дизеля
Из чего состоит топливная дизельная система:
- Топливный бак.
- Фильтр грубой очистки топлива (ГОТ).
- Фильтр тонкой очистки топлива (ТОТ).
- Насос для подкачивания дизтоплива.
- Топливный насос высокого давления (ТНВД).
- Инжекторные форсунки.
- Магистраль высокого давления.
- Трубопровод низкого давления.
- Фильтр очистки воздуха.
Эти элементы есть во всех модификациях дизельных агрегатов. Некоторые моторы оснащаются доп элементами: электрический насос, фильтры сажевые, глушители и т.д.
Система питания дизельного двигателя состоит из двух основных частей:
- дизельное устройство для подачи топлива;
- дизельное устройство для подачи воздуха.
Устройство для подачи топлива может быть в едином корпусе, а может быть раздельным. Современное устройство выполнено в раздельном типе, то есть насос ТНВД и форсунки расположены в разных корпусах. Солярка нагнетается по магистралям низкого, затем высокого давления. Все, что до ТНВД, это трубопроводы низкого давления. После ТНВД начинается сжатие топлива.
Система питания дизельного ДВС оснащается двумя насосами:
- насос высокого давления;
- насос для подкачки топлива.
Насос для подкачки начинает качать топливо из бака, прогоняет его через фильтры грубой и тонкой очистки и поставляет его в топливный насос высокого давления.
Насос ТНВД подает топливо под давлением в инжекторные форсунки в порядке, характерном для данного дизельного мотора. В устройстве ТНВД есть много одинаковых секций.
Нераздельная система подачи топлива
Система питания дизельного двигателя нераздельного типа, то есть ТНВД и форсунки расположены в одном корпусе, устанавливается в двухтактные дизельные моторы. Устройство, в котором есть и насос ТНВД и форсунка называется насос-форсункой.
Такие двигатели с нераздельной подачей топлива не распространились массово. Они часто ломаются. Хотя конструкция и проще, отсутствует магистраль высокого давления. Моторы работают с высоким уровнем шума.
Раздельная система подачи топлива
В таких двигателях форсунки устанавливают в головке блока цилиндров. Форсунки должны качественно распылять топливо по рабочим камерам сгорания цилиндров, поэтому частой проблемой плохой работы дизеля является засорение форсунок.
Насос подкачки топлива нагнетает много жидкости в ТНВД, насос высокого давления берет нужный ему объем, а остальное оттекает по дренажным линиям обратно в топливный бак.
Классификация дизельных форсунок по конструкции:
- закрытая форсунка, то есть сопло у нее закрывается специальное запорной иглой;
- открытая форсунка.
В четырех тактных двигателях устанавливаются форсунки закрытого вида. Внутреннее пространство форсунки сообщается с камерой сгорания только во время подачи топлива.
Главный элемент форсунок — это распылитель. Распылитель может иметь только одно отверстие или несколько. Впрыск топлива через эти отверстия создают факел в цилиндре. От пропускной способности, количества отверстий зависит форма и расположение факела.
Схема питания турбодизеля
Чтобы увеличить мощность дизельного аппарата, устанавливают турбину. Конструкция топливной системы дизельного двигателя не изменяется, если мотор с турбонаддувом. Меняется схема и вариант подачи топлива в мотор от схемы атмосферного двигателя.
Турбированный двигатель получается путем установки турбокомпрессора. В дизельном моторе турбина работает на отработавших газах. Сначала турбокомпрессор сжимает воздух, охлаждает его и подает в рабочую камеру сгорания цилиндров дизельного силового агрегата. Воздух нагнетается под давлением 0,15-0,2 МПа (Мега Паскаль).
Классификация турбонаддува по давлению:
- до 0,15 Мпа;
- 0,2 МПа — турбокомпрессор средней мощности;
- > 0,2 МПа.
Как в бензиновых, так и дизельных двигатель турбина служит для дополнительной подачи воздуха в камеры сгорания. Чем больше воздуха, тем больше и качественнее догорает топливо. Мощность двигателя с турбиной увеличивается на 30%.
Минус турбированных моторов в том, что такие агрегаты работают в более трудных условиях: повышается температура; детали, особенно цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), кривошипно-шатунного механизма (КШМ), газораспределительного механизма (ГРМ) испытывают больше давления и, саму турбину обычно надо менять через 100 000 км пробега.
Видео
В этом видео подробно рассказывается о системе подачи топлива в дизель мотор.
Топливная система дизельных двигателей.
Система питания двигателя КАМАЗ.