как отрегулировать сцеплени на ваз

Сцепление: регулировка, устройство и работа

Одним основных узловых элементов трансмиссии является сцепление, например сцепление САКС, которое выполняет такие важные функции, как: переключение скоростей, снятие нагрузки с ДВС автомобиля, гашение колебаний. От того, как настроено, отрегулировано сцепление, зависит каким будет управление автомобиля, с мягкой и плавной динамикой или с рывками и подергиваниями.

Содержание статьи:

  1. Устройство и работа сцепления.
  2. Классификации таких устройств.
  3. Когда делать регулировку сцепления?
  4. Руководство по регулировке.
  5. Видео.

 

Устройство и работа сцепления

Сцепление — это сложное механическое устройство, устанавливаемое между двигателем и коробкой переключения передач, принцип действия которого основано на передачи крутящего момента от маховика коленвала ДВС первичному валу КПП. Простыми словами, сцепление — это устройство, которое подключает или отключает передачу вращения валу коробки от вала двигателя.

устройство и принцип работы сцепления
Сцепление состоит из:

    • Маховик.
    • Ведомый диск (диск сцепления).
    • Торсионный демпфер.
    • Коленчатый вал.
    • Подшипник коленвала.
    • Тангенциальная пластинчатая пружина.
    • Ведущий диск (корзина сцепления).
    • Подшипник выжимной.
    • Вилка выжимного подшипника.
    • Направляющая труба.
    • Рабочий цилиндр сцепления.
    • Первичный вал КПП.
    • Корпус КПП.
    • Болт с шаровой головкой.
    • Демпферный пружины.
    • Кожух.
    • Фрикционные прокладки (диски), которые надеваются на ведомый диск для смягчения трения между маховиком и корзиной.

Выжимной или нажимной диск постоянно вращается вместе с маховиком. Первичный вал КПП вставляется в шлицевую муфту, которая находится на ведомом диске.

устройство сцепления

Есть сцепление однодисковое, есть многодисковое. Многодисковое устанавливается в коробках автомат.

Виды приводов сцепления

 

Принцип действия сцепления:

  1. Давление через систему привода подается на вилку.
  2. Вилка, в свою очередь, двигает выжимной подшипник и его муфту к выжимным пружинам нажимного диска.
  3. От давления подшипника выжимные пружины (лапки корзины) разъединяют ее на время нажатия педали от маховика.
  4. После того, как педаль сцепления была отпущена (вне зависимости скорость переключили или нет), подшипник уже не давит на пружины и корзина опять вступает в жесткой зацепление с маховиком коленчатого вала ДВС.

 

 

Классификации сцепления

Конструкции сцепления могут быть разными. Различаются по тому, как им управлять, по строению.

Классификация по способу управления:

  • с механическим приводом;
  • с гидравлическим приводом;
  • с электрическим приводом;
  • с комбинированным приводом (к примеру, гидромеханический привод).

Для того, чтобы сцепление с механическим приводом как можно дольше исправно работало, требуется всего лишь плавно нажимать и отпускать педаль сцепления.

 

Классификация по виду трения:

  • сухое трение — это когда фрикционные накладки (диски) работают на воздухе;
  • мокрое трение — это когда диски работают в масляной ванне.

 

Классификация по режиму включения:

  • постоянно замкнутое включение;
  • не постоянно замкнутое включение.

 

Классификация по числу ведомых дисков:

  • одно дисковые;
  • двухдисковые;
  • многодисковые.

 

Классификация по типу и расположению нажимных пружин:

  • несколько нажимных пружин цилиндрической формцы расположены по периметру;
  • нажимная диафрагменная пружина расположена в центре.

 

Классификация по числу потоков передач крутящего момента:

  • однопоточное;
  • двух поточное.

 

Когда проводить регулировку сцепления

Проводить регулировку надо по графику или при появлении некоторых признаков незначительного изменения в работе сцепления.

Признаки, когда необходимо провести диагностику сцепления:

  1. Холостой ход педали сцепления увеличился, из-за чего отключение валов коробки происходит не полностью (вал КПП получает получать вращение от маховика коленвала ДВС).
  2. Появились рывки, подергивания автомобиля на старте.
  3. Педаль сцепления (ПС) не возвращается сразу в исходное положение.
  4. Появилась утечка тормозной жидкости из системы. Решается устранением утечки, долива жидкости и прокачкой сцепления.
  5. Появился шум при переключении скоростей коробки передач.

регулировка педали сцепления

Чтобы понять, надо ли регулировать педаль сцепления, можно измерить расстояние линейкой. Нормальное расстояние от пола до педали около16 сантиметров.

 

Руководство по регулировке

Приводом сцепления механического принципа действия служит тросик. Регулируя тросик, регулируется длина хода педали. Итак:

  1. Находим под капотом соответствующий трос, на его конце видим болт с контргайкой 1. Крутим регулировочную гайку 2 и выставляем расстояние свободный хода педали 13 см. устройство педали сцепленияЧтобы увеличивать длину холостого хода педали, гайку надо закручивать, и, соответственно, чтобы уменьшать длину холостого хода педали — откручивать.
  2. После настройки расстояния педали, надо три раза нажать и отпустить ПС. После чего, опять измерить расстояние от пола до педали. Если расстояние изменилось, опять регулируем, чтобы было расстояние 12-13 сантимов.

 

Настройка привода сцепления гидравлического способа действия

Основная проблема в гидросистемах — это образование воздушной пробки. Метод в регулировке гидропривода сцепления в том, чтобы выставить нужные зазоры между штоком и поршнем главного цилиндра. Также выставляется нужное расстояние между фрикционным кольцом нажимного диска и выжимным подшипником.

 

Порядок работ:

  1. Снять пружину с кронштейна главного цилиндра и вилки.
  2. Измерить расстояние зазор между толкателем и выжимной вилкой. Нормальное расстояние — 5 мм.
  3. Крутить регулировочную гайку на штоке и выставляем зазор 5 мм. 5 мм — это зазор, то есть это свободный ход вилки.

Существуют приводы и другого принципа действия, но в автомобилях устанавливают или гидро, или механ приводы сцепления. На автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 — гидравлический привод сцепления. На машинах ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115 — механический привод.

 

 

Видео

В этом видео рассматривается конструкция, принцип действия сцепления. Видео канала «Главная дорога».

 Как самому отрегулировать сцепление на ВАЗ.

Это видео для тех, кому интересна конструкция гоночных автомобилей. Здесь показывают, какое сцепление на скоростных гоночных машинах.

 

0

Написать комментарий или пожелание

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *